Роль психической активности в душевных заболеваниях (автореферат)

Автореферат доповіді, представленої на 1-му засіданні Наукових зібрань працівників кафедри психіатрії, психологічної лабораторії Одеського медичного інституту та лікарів Одеської психіатричної лікарні (27 жовтня 1923 року).

Автореферат опублікований у «Отчете о работе общества им. Бехтерева в 1923-1926 годах». Оригінал зберігається у музеї Одеської психіатричної лікарні (інвентарний №307).

 

Проф. Е. А. ШЕВАЛЕВ. – Роль психической активности в душевных заболеваниях

Докладчик обращает внимание на тот факт, что основные психопатологические понятия, с которыми больше всего приходится практически иметь дело, как понятия слабоумия, дефективности, характеризуют лишь отрицательные явления в душевной жизни и совершенно не дают представления о сопутствующих им активных проявлениях психики. Между тем, активность , по мнению докладчика, присуща всем проявлениям психической жизни – сознательным и бессознательным, как в норме, так и при душевных заболеваниях.

Эта активность при разных душевных заболеваниях и в разные периоды болезни бывает различной, как по своему характеру, так и по своей напряженности и направленности. Выражается она в определенных целевых тенденциях как бессознательного, так и сознательного характера. Она лежит в основе всего психотического творчества.

Психическая активность направлена к защите психической жизни в процессе ее переживаний и к сохранению единства личности. Эта защита и сохранение единства личности достигаются рядом биологически целесообразных приспособлений. В частности, в разные периоды распада душевной жизни психическая активность выражается в стремлении к объединению распадающихся элементов психики путем созидания целого ряда более или менее стойких психических образований. В общем, защитная охранительная реакция психики, по образцу соматической защитной реакции, служит интересам индивидуума, как биологической особи.

На примерах из патопсихологии, а также на анализе отдельных болезненных форм, докладчик выясняет значение активности в построении тех или иных психических образований и возможность при такой точке зрения новой интерпретации отдельных патопсихических феноменов.

При  этом он полагает, что в основе всей нашей психической жизни лежат элементарные, биологически наиболее древние образования, являющиеся как бы центральным ядром всей психики. Выявление свойств этого центрального психического ядра, при освобождении его от позднейших наслоений, которыми оно обрастает на протяжении всего психического созревания и роста, может многое уяснить в структуре таких болезненных форм, как шизофрения и истерия.