О психической вместимости (автореферат)

Автореферат доповіді, представленої на 27-му засіданні Наукових зібрань працівників кафедри психіатрії, психологічної лабораторії Одеського медичного інституту та лікарів Одеської психіатричної лікарні (27 січня 1925 року).

Автореферат розміщено в «Отчете о работе общества им. Бехтерева в 1923-1926 годах». Повна стаття опублікована в журналі «Современная Психоневрология» за вересень 1925 року. Також збереглася рецензія на статтю, написана Миколою Івановим та Дмитром Федотовим

 

Проф. Е. А. Шевалев. – О психической вместимости

Вопрос о вместимости нашей психики до настоящего времени не выдвигался в форме отдельной проблемы.

Подобно тому, как при изучении соматических процессов постоянно возникает вопрос о пределах функции того или юного органа, точно также подобный вопрос естественно должен возникать при изучении процессов психической жизни. Здесь речь может идти как о психике в целом, так и об отдельных психических процессах, рассматриваемых изолированно в условиях искусственного выделения их из общего потока психической жизни.

По аналоги с явлениями в соматической сфере под именем вместимости необходимо подразумевать объем той или иной психической функции, установление предельности того или иного психического процесса, его минимальных и максимальных порогов.

Многие данные  из области рефлексологии, реактологии и общей психологии устанавливают определенные границы для различных процессов нервно-психической деятельности.

Особенно заслуживает внимания вопрос о пределах вместимости по отношению к аффективной сфере. Ряд примеров указывает на существование и для аффективных переживаний определенных границ. Явления забвения, вытеснения, перенесения, а в резко выраженных случаях – бегства в невроз и в психоз, явления так называемых реактивных психозов, характеризуют собой основные охранительные тенденции нашей психики, предостерегающие ее от аффективного переполнения.

Имеются наблюдения, которые могут служить иллюстрацией существования высшего и низшего порога для различных психических переживаний. Наряду с этим встречаются случаи, указывающие на то, что при некоторых исключительных условиях эти пределы могут значительно расширяться или суживаться, превышая обычную норму. Можно полагать, что это касается в равной мере как процессов сознательной, так и процессов бессознательной психической жизни.

Сопоставление наблюдений над вместимостью отдельных психических функций с данными генетической психологии, указывающими на неодинаковую биологическую давность различных психических процессов, даст, быть может, возможность уловить порядок, последовательность насыщения разных отделов психики.

Существование викарирующих функций в нашей психической жизни в форме стремления заполнить недостающую функцию одного отдела за счет другого, а также всегда бросающаяся в глаза, особенно при душевных заболеваниях, тенденция к сохранению функционального единства всей психики в целом, являются биологически чрезвычайно важными приспособлениями, весьма существенными с точки зрения рассматриваемой проблемы о вместимости.

Эта проблема, помимо теоретического, имеет также большое практическое значение не только для наиболее полного и всестороннего суждения о каждой отдельной личности, но и для установления норм поведения человека вообще и его социальных взаимоотношений в частности. Уже непосредственный массовый опыт, сказывающийся в народных изречениях и легендах, учит вполне определенно проводить различие в смысле моральной ответственности между отдельными индивидумами в строгой зависимости от размера вместимости их психических сил.