Утраченная радость

Наведений уривок «медико-філософської» роботи Євгена Шевальова, судячи з назви «Психо-физиология радости», може бути фрагментом втраченого трактату «Утраченная радость» або ж невідомої нам  наукової статті. Треба сказати, що у роботах пізнього періоду Шевальов часто вдається до публіцистичного стилі, художніх порівнянь і загалом читається як психолог і популяризатор науки, аніж вузький спеціаліст-психіатр. Прикладами такий статей є неопубліковані дослідження «Кожа и психика» та «О ролі морального фактора в психических заболеваниях. З іншого боку, прикладів повноцінної інтеграції Шевальовим наукового дискурсу і філософський текст ми не знаходимо.

Три машинописні сторінки збереглися в архіві Володимира Мамчича. Стиль, орфографія та лексика відтворені згідно з оригіналом.

                                  Євген Шевальов, йімовірно,  із Клавдією Пулко. Кінець 1920-х років

 

ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЯ РАДОСТИ

 

Мы  говорили о том, что медицина не уделяет внимания проблеме страдания и мало уделяет внимания всем связанным с ним состояниям (боли, как психическому фактору, переживанию болезни).

То же самое можно сказать и о противоположном страданию феномене – феномене повышенного душевного самочувствия – радости. А  между тем некоторые виды повышенного самочувствия (состояния эуфории), искусственно вызываемые лечебными мероприятиями, встречаются на каждом шагу в повседневной врачебной практике и имеют большое лечебное значение.

Такова, например, эуфория, вызываемая некоторыми физиотерапевтическими процедурами (особенно прохладными ваннами, душами). Как часто врачу приходится слышать от своих пациентов – особенно невротиков с явлениями раздражительности, тревоги: «Знаете, доктор, если-бы я себя чувствовал так, как непосредственно после ванны или душа, я бы себя считал счастливым человеком.

Это эуфоризирующее действие прохладных водных процедур часто особенно демонстративно может наблюдаться в процессе купания (в море, в реке).

Интересно в этом отношении отметить резко бросающееся в глаза явление, что не только дети, но и взрослые, даже по натуре невеселые угрюмые люди, входя в воду (в реку, в море) сразу приходят в состояние повышенного самочувствия, начинают шутить, смеяться, резвиться и вообще, часто ведут себя как дети.

Быть может, это эуфоризирующее, как бы омолаживающее действие воды, как бы возрождающее человека [какой-то новой физики], помимо своего символического значения, лежит в основе частого употребления обливаний, окроплений, крещений и прочего во многих религиозных культах.

При применении некоторых новых методов активного лечения психических заболеваний (например, при лечении инсулиновым шоком) мы неоднократно наблюдаем, в периоде предшествующем шоку, особые состояния экстаза, умиления, восторга. Больной заявляет, что теперь он всех любит, всем желает добра, он хочет обнять весь мир и прочее в том же роде.

Тоже наблюдается иногда и в проявлениях экстаза на высоте маниакального  состояния или в предприпадочном периоде у некоторых эпилептиков.

Все это глубинные, изначальные психические проявления (влечения, устремленности), древнейшие, глубоко скрытые в недрах психической жизни образования, всплывающие в таких случаях наружу, прорвав поверхностные слои психики («психический планктон»).

Интересно отметить, что эту витальную эуфорию физиологически принято связывать с раздражением тех же подкорковых образований и с тем же выключением тормозящего действия мозговой коры, как и витальную депрессию (витальную форму страдания).

Крайне скудно и то в форме лишь отдельных казуистических наблюдений, отмечается благотворное влияние радости как лечебного фактора на душевно больных.

Так в недавно вышедшей работе Паскаля и Роже под заглавием La joi qui querit («Об излечивающей радости» описывается случай хронического душевного заболевания в форме параноидной шизофрении у женщины (длившегося свыше 10 лет, причем больная непрерывно находилась в психиатрической больнице), давшего резкое улучшение (ремиссию) под влиянием внезапного радостного переживания (удачная женитьба любимого сына и радостная встреча с новой невесткой), после чего больная была выписана из больницы и могла свободно жить в домашней обстановке.

«Чувство радости жизни, – как справедливо замечает по этому случаю Гиляровский, – приливы энергии с большим постоянством, наблюдаемые именно в случаях с хорошими результатами, являются, таким образом, как-бы излечивающим фактором».

Это благотворное действие радости может быть уподоблено в такого рода случаях благотворному действию сильных внезапных встрясок и вообще шоковых состояний на шизофреников (своего рода «шок радости»).

Таким образом можно говорить о лечебной роли радости, которая, несомненно, в дальнейшем будет в значительно большей мере использована медициной.

Все затруднения заключается лишь в том, что опечалить человека гораздо легче, чем обрадовать его, так как радость значительно более индивидуальна, в то время как печаль сверх-индивидуальна и поэтому универсальна.