Машинопис невідомого походження зберігається в одеського журналіста Володимира Мамчича. Можна було б припустити, що довідку підготував Андрій Шевальов, проте вказаний рік народження Євгенії Никодимівни (1883) не збігається із тим, який подають документи. Так, у трудовому списку Є. Н. датою її народження вказано 17 грудня 1881 року (ймовірно, за старим стилем), а у свідоцтві про смерть (померла 5 вересня 1968 року) вказується вік 87 років.
Документ є не єдиною, але найбільш повною версією біографічної довідки про Євгенію Шевальову. З відомих нам фактів у даному тексті бракує хіба вказівки на те, що організовані нею трудові артілі для безпритульних дівчаток були передані у відання Промсоюзу у 1931 році.
ЕВГЕНИЯ НИКОДИМОВНА ЯНОВСКАЯ-ШЕВАЛЕВА (1883-1968)
Была одним из активных организаторов и участников борьбы с беспризорностью детей и подростков в г. Одессе.
Начав работу в этом направлении еще в годы гражданской войны, она посвятила ее в основном наиболее трудному и сложному ее разделу – борьбе с беспризорностью умственно отсталых детей и борьбе с беспризорностью и проституцией девочек-подростков.
Исключенная в царской России за участие в студенческих революционных кружках с Бестужевских курсов с лишением права учебы в других высших учебных заведениях России, она вынуждена была покинуть родину и уехать в Швейцарию, где закончила медицинский факультет Лозаннского университета.
В 1909 году в Лозаннском университете она защитила диссертацию на ученую степень доктора медицинских наук.
Вернувшись после этого на родину она наряду с врачебной и научной деятельностью активно занялась общественной работой по организации воскресных школ, общедоступного театра, читалень-библиотек для рабочих, яслей и детских садов для их детей.
В период своей работы в Петрограде под руководством выдающегося русского ученого академика В. М. Бехтерева ее особое внимание привлек к себе вопрос о трудно-воспитуемых детях, и она была одним из организаторов специальной опытной школы для умственно отсталых детей.
Евгения Никодимовна состояла действительным членом Петербургского общества психиатров и была избрана в правление общества содействия дошкольному воспитанию.
Переехав в Одессу, Евгения Никодимовна сразу же включилась в работу по воспитанию и обучению умственно отсталых детей и борьбе с беспризорностью среди них. В суровые годы гражданской войны она в 1918 году организовала колонию «Жизнь» для ста умственно отсталых детей, которой руководила до 1922 года.
Много энергии и сил отдала Евгения Никодимовна борьбе с беспризорностью и проституцией девочек-подростков.
В поисках эффективных форм борьбы с этим наиболее тяжелым видом беспризорности, ею была организована в Одессе в 1926 году опытная трудовая коммуна.
Учитывая специфические особенности воспитанников этой коммуны, в ней был испытан и, как показал опыт, оправдал себя ряд новых для аналогичных учреждений организационных форм и педагогических методов перевоспитания беспризорных подростков.
Для активного привлечения воспитанников коммуны к трудовой деятельности на ее базе Евгения Никодимовна организовала две артели – швейную и трикотажную.
В своей работе по борьбе с беспризорностью и проституцией девочек-подростков она обращалась за помощью в Центральную комиссию помощи детям и в лице Михаила Ивановича Калинина и других членов Комиссии встречала горячее одобрение ее планам и помощь.
Это помогло ей добиться оснащения организованных ею артелей всеми необходимыми машинами самого последнего образца и другим оборудованием, а также снабжения их необходимым для производства сырьем. Артели превратились в высокопродуктивные предприятия и по инициативе Евгении Никодимовны были включены как равноправные в производственные артели Промсоюза.
В артелях продолжалась работа по воспитанию и образованию бывших беспризорных. Кроме помощи беспризорным Евгения Никодимовна использовала организованные артели в целях профилактики беспризорности, принимая в них девочек, которым грозил уход на улицу из неблагополучных и распавшихся семей.
Помимо первых двух артелей, ею была организована еще одна артель изделий для лозы для беспризорных девочек и артель производства музыкальных инструментов для беспризорных мальчиков-подростков. Активно участвовала Евгения Никодимовна и в ряде других мероприятий по борьбе с беспризорностью в нашем городе.
Организацию производственных артелей для беспризорных подростков, как эффективную и полностью оправдавшую себя на практике форму их перевоспитания и привлечения к трудовой жизни Евгения Никодимовна активно пропагандировала в печати в опубликованных ею статьях, освещающих опыт созданных ею артелей.
Большое внимание уделяла она и подготовки квалифицированных педагогических кадров. С 1927-го по 1930 год она вела курс детской психологии в Одесском институте народного образования и в Вечернем университете педагогов.
В опубликованных ею научных работах многие посвящены вопросам психологии детей и детского коллектива.