Разум дельфинов

На початку 1970-х років Андрій Шевальов активно публікував у пресі науково-популярні статті про поведінку та інтелектуальні здібності дельфінів. Йому вдалося популяризувати думку про розумність дельфінів та їх особливу близькість до людей.  

Ідеї Шевальова радо підхопили журналісти. Найбільш активною виявилася кореспондентка агенції «АПН» Є. Іванова, яка опублікувала матеріали зі своєї поїздки до Батумського дельфінарію у цілій низці регіональних газет, охопивши навіть Кузбас та Якутію. Ймовірно, що така кампанія сприяла поширенню думки про необхідність більш гуманного поводження з дельфінами.

Цей матеріал-компіляцію написав особисто Андрій Шевальов для газети «Моряк» (№65, 20-26 жовтня 1972 року).

 

РАЗУМ ДЕЛЬФИНОВ

 

Опубликованная в «Моряке» серия статей доктора биологических наук, заведующего отделом экспериментальной гидробионики ордена Ленина Института кибернетики АН УССР профессора  Андрея Евгеньевича Шевалева (№№40, 44,49) вызвала большой интерес у наших читателей. В статьях говорилось о большой пользе, которую может оказать науке сооружение в Одессе океанариума, где будут содержаться дельфины и другие обитатели Мирового океана.  Особый интерес у читателей «Моряка» вызвали сообщения об осмысленном поведении дельфинов. Интерес этот закономерен и не ослабевает в последние годы.

По просьбе читателей профессор А. Е. Шевалев рассказывает о возможной «разумности» дельфинов.

Фридрих Энгельс в письме к Карлу Марксу, обсуждая вопросы сравнительной физиологии, писал: «…Изучая сравнительную физиологию, начинаешь испытывать величайшее презрение к идеалистическому возвеличиванию человека над всем прочим зверьем». А в «Диалектике природы» он прямо указывал на то, что «нам общи с животными все виды рассудочной деятельности». Этой мысли придерживались также такие выдающиеся естествоиспытатели, как Ч. Дарвин и И. Павлов.

Накопленные огромный материал наблюдений и опытов отечественных и зарубежных ученых убедительно свидетельствует о том, что такие критерии, как разум и осмысленная деятельность, в определенных рамках и границах могут и должны быть использованы для объяснения  сложных форм поведения некоторых высокоорганизованных животных. Одним из путей исследования являются опыты, направленные к выявлению способностей животных решать сложные задачи, предъявляемые ему новой, необычной обстановкой-ситуацией, которую искусственно создает экспериментатор.

Приведем некоторые из этих фактов, условно распределив их по задачам, поставленным перед животным в возникшей ситуации.

КАК ВЫРУЧИТЬ СОРОДИЧА ИЗ БЕДЫ?

Браун и Колдуэл описывают наблюдение над тем, как содержащаяся в одном бассейне с обыкновенным дельфином малая касатка приходила к нему на помощь и помогала освободиться из рук поймавшего его человека. Когда человеку удавалось схватить в бассейне дельфина, в ответ на его свист малая касатка подплывала к ловцу и выталкивала дельфина из его рук. Когда же тот был пойман снова, малая касатка схватила ногу ловца и мягко сжимала ее до тех пор, пока дельфин не был им отпущен.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ЛОВУШКИ?

Интересное наблюдение над решением этой задачи дельфином в одном из океанариумов Флориды описал Колдуэл. Четырем дельфинам в этом океанариуме в течение двух недель делали болезненные инъекции. Перед инъекцией дельфинов отлавливали с помощью сетевого загона с раскрывающимися и закрывающимися воротами. Через некоторое время при появлении людей со шприцами один из дельфинов, в отличие от других, убегающих в дальний конец бассейна, начал более активным способом препятствовать отлову. Подплывая вплотную к загону-ловушке и наваливаясь массивным телом на ее ворота – подпирая их, он тем самым мешал им открыться, а когда ворота все же открывали, пытался закрыть их силой.

КАК ДОСТАТЬ СПРЯТАВШУЮСЯ РЫБУ?

В Калифорнийском океанариуме, где содержались дельфины, морской угорь забился в небольшую пещеру в скале на дне бассейна, и дельфины достать его не могли. Для того, чтобы его достать, один из дельфинов поймал морского ерша – скорпену и сунул эту колючую рыбу в убежище угря. Тот, не выдержав столь неприятного соседства, выплыл из пещеры и был пойман дельфином.

КАК ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ?

Профессор Л. Г. Воронин описывает опыты с двумя черноморскими дельфинами. В этих опытах дельфинов обучили по сигналу подплывать к кормушке, висящей над водой и тянуть зубами свисающую с кормушки резиновую ленту, после чего из нее выпадали 2-3 ставриды. Через короткое время один из дельфинов перестал хватать зубами резиновую ленту, а, подплывая к кормушке, ждал, пока это сделает другой дельфин. Как только другой дельфин дергал за резину и ставриды выпадали из кормушки, этот дельфин тут же их съедал, оставляя другого без вознаграждения.

КАК СНОВА ДОБИТЬСЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ?

В океанариуме поблизости от Гонолулу две дрессировщицы решили обучить дельфина буксировать за собой по бассейну сани с водяными лыжами вместо полозьев. Дельфин послушно позволил надеть на себя упряжь, к которой были привязаны сани, и начал кружится с ними по бассейну, преследуя рыбу, которую дрессировщицы бросали перед ним в воду. Проделав по океанариуму три круга дельфин, которому, очевидно, эта игра наскучила, решил разнообразить ее и поплавать животом вверх. При этом упряжь соскользнула с него, а дрессировщицы перестали бросать рыбу. Подождав некоторое время и не получив вознаграждения, дельфин подплыл к плавающей на поверхности воды упряжи, подхватил один из ее ремешков ртом и на протяжении следующих пяти минут делал попытки снова надеть ее на себя.

ПРИДУМЫВАНИЕ ИГРЫ

Оценка игр, которые с большим основанием, чем любые другие формы поведения, должны быть отнесены к творческой деятельности, нередко помогает наблюдателю зарегистрировать факт осмысленного поведения. Недаром у людей в оценке игр фигурируют такие понятия, как находчивость и изобретательность. В отношении придумывания различных игр дельфины большие мастера. Приведем несколько примеров.

Во Флоридском океанариуме молодой дельфин играл мокрым пером пеликана, подбрасывая его своему тренеру, стоявшему на краю бассейна. Во время этой игры возникла неожиданная ситуация. Брошенное перо, не долетев до тренера, прилипло к стенке бассейна выше уровня воды. Захватить перо ртом дельфин не мог и тогда, высунувшись наполовину из воды, он боком стер перо со стенки, когда оно упало в воду, подхватил его ртом и продолжал игру. Убедившись в действенности этого метода, он стал применять его и впоследствии, когда перо прилипало к стенке.

В одном из океанариумов, где вместе с дельфинами содержались большие черепахи, дельфины с большой охотой играли в «баскетбол» каждый раз, когда в бассейн бросали мяч. В этой игре примечательным было то, что дельфины отталкивали из центральной части бассейна к стенкам черепах, мешавших игре.

Будущее в раскрытии уровня развития рассудочной деятельности дельфинов принадлежит не пассивным наблюдениям, а специальным исследованиям в океанариуме – опытам, в которых по строго разработанной системе, создавая искусственно соответствующие ситуации, экспериментатор будет активно ставить перед дельфинами различные по сложности задачи и определять, как они будут справляться с их решением.

А. ШЕВАЛЕВ

Доктор биологических наук