Промысел без необходимых ограничений

Основним мотивом науково-популярної статті Андрія Шевальова «Промысел без необходимых ограничений»  є збір аргументів щодо необхідності посилити заходи з охорони популяції дельфінів у Чорному морі. Автор робить огляд історичних джерел щодо дельфінового промислу, а також сучасних йому підрахунків кількості дельфінів. У підсумку він зазначає, що існуюча популяція 130-175 тисяч голів є недостатньою, а її збільшення не становить загрози риболовному промислу у Чорному морі. Матеріал є грунтовною розвідкою, що спирається на 40 джерел, проте аркуші зі списком літератури відсутні.

У статті Льва та Лідії Думерів «Одеский Шиндлер – русский Праведник Мира» наводяться слова колеги Андрія Шевальова по Батумському дельфінарію Дмитра Морозова:

«Профессору А. Е. Шевалеву удалось остановить хищническое истребление дельфинов в Азовском и Черном морях и сохранить стадо разумных животных на уровне 150 000 особей. Гибель 350 000 особей осталась на совести чинуш «застойной эпохи».

Навіть якщо слова Морозова були подані журналістами не зовсім достовірно, цим зафіксований величезний внесок Андрія Шевальова у справу охорони дельфінів Чорного моря.

Машинопис зберігається в архіві одеського журналіста Володимира Мамчича. Чи була опублікована ця стаття і де саме – невідомо. В офіційній бібліографії Андрія Шевальова від 1975 року матеріал з такою або подібною назвою відсутній.

Андрій Шевальов під час експерименту у дельфінарії в Батумі. Друга половина 1970-х років

 

ПРОМЫСЕЛ БЕЗ НЕОБХОДИМЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

 

Промысел черноморских дельфинов берет свое начало в глубокой древности. Малоазийский грек, живший на рубеже нашей эры Страбон в своей «Географии в 17 книгах» описывает промысел дельфинов в юго-восточной части Черного моря [33]. В начале нашей эры Оппиан в поэме «О рыбной ловле» рассказывает о промысле дельфинов фракийцами, населявшими в то время побережье Черного моря от Босфора до устья Дуная [23].

В дальнейшем промысел дельфинов постепенно расширялся и осуществлялся в больших или меньших масштабах на всем побережье Черного моря [1, 2, 8, 25, 29, 40].

Отличительной особенностью промысла дельфинов на Черном море за всю его историю являлось то, что он осуществлялся без ограничений, необходимых для предупреждения истощения запасов этих животных. Лишь у нас в Союзе был введен ряд ограничений.

Существовавший с древности промысел дельфинов с фелюг и яликов с помощью гарпунов, с распространением огнестрельного оружия перешел на бой дельфинов из ружей картечью. Такой способ промысла сопровождается бесполезной гибелью животных. Около половины убитых и смертельно раненых картечью дельфинов при этом тонет, не попадая в руки дельфинопромышленников [39]. Несмотря на всю нерациональность такого метода промысла, приводящего к ненужной массовой гибели животных, из четырех стран, расположенных на побережье Черного моря (СССР, Турция, Болгария и Румыния) и промышляющих дельфинов, лишь в Советском Союзе, получивший развитие с 20-х годов государственный промысел этих животных, с самого начала был переведен на неводной – без ненужных потерь отлов дельфинов [20,27].

С 1932 года решением Главрыбвода стрельбный промысел дельфинов в наших водах Черного моря был запрещен [34]. Значительно позже на неводной был переведен промысел дельфинов в водах Румынии. В Турции и Болгарии промысел все время осуществлялся, а в водах Турции и в настоящее время осуществляется почти исключительно боем дельфинов из ружей.

Не получили своего распространения на Черном море и ограничения, связанные с обеспечением необходимого восстановления уменьшающейся под влиянием промысла общей численности дельфинов в Черном море.

Дельфины относятся к группе наименее плодовитых животных. Беременность у них длится около года и родят они, за чрезвычайно редким исключением, лишь одного детеныша. У являющихся основным объектов промысла черноморских дельфинов-белобочек через каждые 3 года на четвертый самки бывают яловыми.

Отсутствие запрета промысла животных в период деторождения (щенки), а также в местах массовой щенки, промысел беременных и кормящих самок резко и отрицательно сказывались на возможности естественного восстановления стада черноморских дельфинов.

Больше того, период наиболее интенсивного промысла в весенне-летнее время года приходился на период размножения дельфинов [13, 19]. С введением с 1936 года промышленной авиаразведки дельфинов и использованием для их промысла сейнеров, районы промысла в основном соответствовали районам больших скоплений дельфинов в период их размножения [6, 35, 36].

В декабре 1959 года на Всесоюзном совещании по изучению морских млекопитающих, организованном Ихтиологической комиссией Академии наук СССР было констатировано, что на Черном море промысел дельфинов существующими правилами рыболовства не регулируется [16].

В нашей стране был впервые поднят вопрос о необходимости запрета промысла дельфинов в период их размножения. По инициативе Советского Союза этот вопрос обсуждался в 1961 году на сессии смешанной комиссии по применению соглашения между правительствами СССР, Болгарии и Румынии о рыболовстве на Черном море и было принято решение о запрещении с 1962 года промысла дельфинов с 15 июля по 16 сентября [28]. Турция, не присоединившаяся к этому соглашению, не ограничивала и не ограничивает промысел дельфинов каким либо сезоном года.

МАСШТАБЫ ПРОМЫСЛА

В литературе, посвященной промыслу дельфинов на Черном море, получило распространение неверное представление о том, что промысел дельфинов в значительном масштабе осуществлялся лишь с 30-х годов [17]. Подробных сведений о размере промысла до 30-х годов действительно не существует, но имеются совершенно определенные указания на то, что уде очень давно промысел дельфинов на Черном море осуществлялся в больших масштабах.

Так, по имеющимся данным, во второй половине прошлого века только турецкими дельфинопромышленниками и лишь в Сухумском округе ежегодно в короткий период зимне-весеннего боя добывалось около 30-40 тысяч дельфинов [29]. Если учесть добычу этими рыбаками дельфинов в своих собственных водах вдоль всего Анатолийского побережья, то, естественно, что эта цифра ежегодной добычи турецких рыбаков значительно увеличится.

Но уже очень давно промысел дельфинов на Черном море не ограничивался Анатолийским побережьем и южным побережьем Кавказа. Бой дельфинов картечью с многочисленных яликов и фелюг был распространен в большей или меньшей степени по всему побережью мря, начиная от побережья Болгарии и кончая побережьем Крыма и Северного Кавказа. Имеются данные о том, что добыча дельфинов с каждого ялика или фелюги ежегодно достигала до 1000-1600 дельфинов [17,18]. К этому следует добавить промысел дельфинов сетями в некоторых районах побережья. Так, в начале нашего столетия лишь двумя неводами в Керченском проливе ежегодно добывалось около 5000 дельфинов [17].

Наконец, что особенно важно, если учесть, что при промысле дельфинов боем их из ружей общее количество погибших дельфинов почти вдвое больше цифры промысла, то станет очевидным, что уже очень давно вызванные промыслом общие потери в численности стада Черноморских дельфинов были значительны.

С середины 30-х годов имела место интенсификация промысла дельфинов на Черном море. Во второй половине 30-х годов ежегодно на Черном море добывалось до 300 тысяч дельфинов.

По неполным данным, до начала Отечественной войны в среднем в наших водах добывалось около 100 тысяч дельфинов, Турцией около 80, Болгарией около 40 и Румынией около 20 тысяч дельфинов [26,31].

ИСТОЩЕНИЕ ПРОМЫСЛА

Промысел любого вида животных может длительно осуществляться лишь при условии, когда его размер не превышает их прирост в результате размножения с исключением из этого естественной убыли (смертности) нового поколения.

Размер рационального промысла устанавливается исходя из естественного пополнения стада, зависящего от его общей численности и плодовитости.

Этими сведениями за всю свою историю промысел дельфинов на Черном море не располагал и, естественно, из них не исходил.

В связи с этим, еще в 1932 года Президиум Госплана Крыма на своем заседании отметил трудности планирования добычи дельфинов из-за полного отсутствия научных материалов по запасам дельфина в Черноморском бассейне [38]. Несмотря на это, как до этого времени, так и в последующие годы, промысел дельфинов на Черном море развивался и расширялся и еще в начале 20-х годов утвердилось без каких либо оснований представление о том, что в наших водах ежегодная добыча дельфинов без ущерба для их стада может достигать 200-250 тысяч особей в год [17, 37].

Естественно, что длительный промысел в широких масштабах без необходимых ограничений при его дальнейшей интенсификации неизбежно и быстро должен был привести к его истощению. Так оно и произошло и это отчетливо нашло свое отражение на результатах промысла в наших водах, в связи с его интенсификацией с 1936 года. Общая ежегодная добыча с этого года сначала быстро возросла, достигнув в 1938 году максимума в 147 тысяч добытых дельфинов, но затем резко начала снижаться, несмотря на дальнейшее расширение и более совершенное техническое оснащение дельфинодобывающего флота. К 1941 году общая добыча промысла сократились до 40 тысяч (при 70 тысячах в 1935 году) [4].

Истощение промысла дало о себе знать и в послевоенные годы, после вызванного войной временного его прекращения. Очень медленно увеличиваясь в своих размерах с 20 тысяч в 1948 году промысел достиг своего второго максимума в 82 тысячи в 1954 году и снова резко и уже катастрофически начал снижаться вплоть до 1966 года – года его запрета в наших водах.

Приведем особенно демонстративные показатели. В августе 1936 года ялтинские рыбаки лишь за один день поймали 3000 дельфинов [36]. В 1964-65 годах весь наш разросшийся и оснащенный совершенной техникой дельфинодобывающий флот мог отловить за год не более 7-9 тысяч дельфинов [7].

Истощение промысла дельфинов имело место и в других регионах Черного моря. В водах Турции, благодаря значительной интенсификации промысла с 1951 по 1956 год ежегодная добыча дельфинов составляла от 160 до 200 тысяч особей, но после этого также произошел резкий спад [21, 22, 32].

ИСТОЩЕНИЕ СТАДА ЧЕРНОМОРСКИХ ДЕЛЬФИНОВ

Резкое снижение размеров промысла, несмотря на его интенсификацию, само по себе убедительно свидетельствовало об одновременном истощении стада черноморских дельфинов. Но помимо этого имелись другие показатели, свидетельствующие о глубоких нарушениях в стаде черноморских дельфинов под влиянием промысла.

Промышленниками уже давно установлено, что выпадение из добычи старых особей и увеличение относительного количества более молодых особей свидетельствует о том, что промысел начинает отражаться на основном запасе стада, подрывая его [13].

Нарушение в структуре стада черноморских дельфинов в результате промысла отмечено еще в первую половину 30-х годов. Так, лишь с 1933 года к 1945 году в уловах на 8% уменьшилось количество взрослых половозрелых самок и на 6% увеличилось количество неполовозрелых [12].  Сопоставление относительного количества самок в возрасте более 10 лет в уловах 1936-37 г.г. и в уловах 1939 года свидетельствует о снижении на 6% количества самок этих возрастов и увеличении на 6% количества самок в возрасте до 10-ти лет [13, 30].

Глубокие нарушения в структуре стада черноморских дельфинов произошли к 60-м годам. В эти годы в уловах стали преобладать молодняк и беременные и кормящие самки, составляя по данным Черноморской инспекции в 1963-1964 г.г. 70-75% улова [7].

Естественно, что все это было результатом не только глубоких нарушений в структуре стада черноморских дельфинов, но и катастрофического падения их численности.

Как указывалось, данных о численности дельфинов в Черном море в 30-х годах не имелось. Значительно позже, на основании динамики промысла, было высказано предположение о том, что в эти годы поголовье дельфинов в Черном море составляло около 1,5-2 миллионов особей [3].

Специальная авиаразведка – определение численности дельфинов в Черном море осуществляется в нашей стране дважды в году, с 1967 года.

В результате этого установлено, что с 1967 года, несмотря на запрет промысла дельфинов принятый всеми странами, кроме Турции, общее количество дельфинов в Черном море составляет около 300 тысяч особей. Это количество дельфинов за 10 лет запрета промысла не только не возрастает, а, наоборот, даже снижается в отдельные годы до 130-175 тысяч. После 1971 года снижение численности черноморских дельфинов стало почти закономерным [11].

Насколько приведенные цифры свидетельствуют о катастрофическом уменьшении стада черноморских дельфинов, показывает следующее сопоставление.

Промысловой авиаразведкой дельфинов в 1936 году юго-восточнее Новороссийска было зарегистрировано одно скопление дельфинов, состоящее из 250-300 тысяч особей [36]. В ряд последних лет такого же количества дельфинов специальная авиаразведка не встречает на всей обширной акватории всего Черного моря [11].

ДЕЛЬФИНЫ СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ НЕ ПРИПЛЫВУТ В ЧЕРНОЕ

Еще сравнительно недавно некоторые ученые ошибочно предполагали, что между дельфинами Черного и Средиземного морей существует постоянный обмен. Уже сам по себе указанный факт отсутствия пополнения стада черноморских дельфинов в течение десяти лет после запрета их промысла на большей его части противоречит этому. Но и ряд других фактов убедительно свидетельствовали о том, что стадо черноморских дельфинов уже давно находится в изолированном состоянии.

Именно эта постоянная и длительная изоляция привела к постепенному формированию в Черном море видов  и подвидов дельфинов, отличающихся по ряду признаков от дельфинов, обитающих в Средиземном море и в других морях и океанах.

На отсутствие обмена между дельфинами Черного и Средиземного морей – также особенно убедительно свидетельствуют проведенные советскими учеными сравнительные гельминтологические исследования дельфинов [9,10].

Таким образом, если, покинувшие в настоящее время большую часть Балтийского моря дельфины, при соответствующих условиях, благодаря постоянному обмену между дельфинами Балтийского и Северного морей, вернутся, то при исчезновении дельфинов в Черном море на заселение его средиземноморскими дельфинами рассчитывать не приходится.

МАССОВАЯ ГИБЕЛЬ ЧЕРНОМОРСКИХ ДЕЛЬФИНОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Как уже указывалось, Турция и в настоящее время продолжает активный промысел дельфинов. Ориентировочные подсчеты показывают, что ежегодно добывается (стрельбой картечью) не менее 40 тысяч дельфинов [39].

При катастрофически уменьшившемся поголовье этих животных, промысел в таком размере, при отсутствии ограничений, уже сам по себе может привести к уничтожению черноморских дельфинов. Турецкий промысел дельфинов является главной причиной не только не увеличения стада черноморских дельфинов, но и его прогрессирующего уменьшения.

Второй причиной этого является гибель дельфинов в сетях во время весеннего лова камбалы – калкана. Камбальные сети с большей ячеей устанавливаются на различных расстояниях от берега на глубине 40-60 метров. В этих камбальных сетях, ныряя за рыбой, запутываются и, не имея возможности всплыть на поверхность для вдоха, ежегодно задыхаются дельфины. Больше всего дельфинов обычно попадает в камбальные сети в мае. Так, например, в северо-западной части Черного моря в первую декаду мая только командами судов одного рыбколхоза было поднято из камбальных сетей 6 тонн мертвых дельфинов. В другие декады они выбирали по 2-4 тонны мертвых дельфинов [15].

Весенний лов калкана широко распространен по всему побережью Черного моря и поэтому общее число гибнущих при этом дельфинов велико.  Гибель в сетях дельфинов имела место уже давно, но ее влияние на общую численность этих животных, в связи с резким снижением их общего поголовья, должно значительно возрасти и наносит существенный ущерб малому по численности стаду.

Имеются указания на то, что на дельфинов также как и на других обитателях моря оказывает существенное вредное влияние общее загрязнение морской воды.

Исследования показали, что морские млекопитающие и в том числе дельфины являются своеобразными индикаторами загрязнения Мирового океана. Известно, что в их организме накапливаются ядовитые вещества, находящиеся в морской воде в весьма малых дозах, не уловимых при анализе, например, только беспозвоночных или рыб [5]. Это может служить причиной значительного повышения смертности среди этих животных.

Основное стадо черноморских дельфинов составляют дельфины, для которых главным объектом питания является хамса. Запасы этой рыбы в Черном море очень значительны и еще только частично освоены нашей рыбной промышленностью. Поэтому Черноморское стадо дельфинов не является для людей пищевым конкурентом.