Абрам Халецький: Психоанализ и марксизм

Автореферат доповіді, представленої Абрамом Мироновичем Халецьким на 33-му засіданні Наукових зібрань працівників кафедри психіатрії, психологічної лабораторії Одеського медичного інституту та лікарів Одеської психіатричної лікарні (17 березня 1925 року).

Автореферат розміщений у «Отчете о работе общества им. Бехтерева в 1923-1926 годах».

 

Д-р А. М. ХАЛЕЦКИЙ – Психоанализ и марксизм

Психоанализ и марксизм принадлежат к той особой категории научных систем, которые не только создают нечто новое, преодолевают установившуюся консервативную инрецию; они кроме того открывают индивидууму и коллективу скрытые от их взора механизмы, играющие руководящую роль в их жизни.

Марксизм и психоанализ вскрывают неосознаваемые соотношения в жизни человека и в этом смысле близки друг другу, так как обнажающий анализ является чертой в одинаковой мере им присущей. Психоанализ вскрывает наличие рационализаций в идеологических надстройках, срывает маски и прикрытия, следовательно идет в том же направлении, что и марксистское учение о базисе и надстройке. Психоанализ рассматривает душевную деятельность диалектически.

Динамичность душевной жизни представлена фрейдовским учением с небывалой до того убедительностью. Учение о вытеснении, о работе бессознательного, о внутренней борьбе, о комплексах и аффективной энергии, о взаимодействии психических систем, о компенсаторных образованиях, сублимации, регрессии и т. д. дает картину непрерывного становления в душевной жизни человека. Сознание и бессознательное, принцип реальности и принцип удовольствия, нарцизм и объектная любовь, фантазия и реальность, вытесненные влечения, цензура личности и Я-идеал, амбивалентные тенденции и т.д. – все это в свете психоанализа дает диалектическое понимание душевной жизни и служит прекрасным подтверждением правильности диалектической теории противоречий.

Превращения внутри либидо-энергии, конверзии, истерические припадки и параличи, прорыв вытесненного в сознание – все это примеры, демонстрирующие приложимость к душевным процессам теории скачков и убедительно показывающие переход количества в качество. Психоанализ изучает личность в ее взаимодействии с окружающей средой и открывает все значение детерминизма в душевной деятельности человека. Психофизический монизм является единственной философской системой, приемлемой для психоанализа.

На основании всего указанного и ряда других моментов, не поддающихся изложению в кратком реферате, психоанализ необходимо признать наукой материалистической, нисколько не противоречащей основам марксизма.