Гуманітарна криза 1921-1923 років в Одеській психіатричній лікарні

Дана публікація є викладом тексту одного з інформаційних стендів музею історії Одеської психіатричної лікарні, яким тривалий час опікувалася Олександра Мартинівна Пасечніченко. Хоча тема охоплює увесь міжвоєнний період (1918-1941), основну увагу приділено гуманітарній катастрофі початку 1920-х років і подальшому виходу з неї. У нас немає відповідної статистики щодо 1940-х років, але можна припустити, що завдяки самовідданості Євгена Шевальова та очолюваного ним колективу смертність в лікарні була все ж меншою, ніж у післяреволюційний час.

 

ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОДЕССЕ И ОБЛАСТИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 

Годы империалистической и гражданской войны, голод, разруха, тяжело отразились на жизни Одесской психиатрической больницы. Значительно сократился коечный фонд больницы, отмечалась высокая смертность среди психических больных. Не хватало самых необходимых материальных средств для проведения неотложных ремонтных работ. В октябре 1923 года, впервые после гражданской войны, опубликован первый советский отчет о работе нашей больницы за период с октября 1922 по октябрь 1923 г. Главным врачом больницы в 1921 г. был назначен приват-доцент Лев Исаевич Айхенвальд.

В указанном выше годовом отчете больницы на основе глубокого анализа освещены все стороны деятельности больницы (в фондах музея хранится фотокопия отчета). На 1 октября 1922 г. в больнице состояло 114 больных, в то время как в годы, предшествовавшие первой мировой войне в больнице находилось свыше 500 больных. Смертность в 1921 г. достигла 40%. В учетном году (октябрь 1922 – октябрь 1923) поступило 580 больных, выписалось 424, умерло 86 человек (12,5% смертности).

К концу отчетного года в больнице осталось 184 больных. Представляют интерес статистические данные о распределении пользованных больных по названию заболеваний, по срокам пребывания в больнице, эффективности лечения, причины смертности и т.д. В отчете дана характеристика штатов, движение штатов. На 1.10.1923 г. в больнице работало: врачей – 5, медицинских сестер – 28, санитаров – 45, административно-хозяйственных работников – 31, всего 109 человек. Высшее образование имело – 5 человек, среднее – 24. Основной персонал имел достаточный практический опыт в работе, 91 сотрудник проработал в больнице свыше 3-х лет.

Питание больных было малокалорийным. Калориферное отопление вышло из строя, в отделениях стояли железные печи типа «окопных». Водопроводные и канализационные трубы на многих участках пришли в негодность. Электрический свет подавался только до 1 часа ночи, а затем отделения освещались коптилками. Не функционировала баня, не хватало обуви, белья, халатов, пищеблок требовал переустройства, в больнице не было телефонной связи, штаты не соответствовали количеству больных. Главный врач больницы ставит вопрос о необходимости немедленного устранения указанных недостатков, т.к. «больнице грозит постепенное непоправимое разрушение». Эти выводы были направлены в Губздравотдел. Вследствие указанных требований Губздравотдел получил предписание зам. Наркома здравоохранения Украины Баранова оказать содействие в восстановлении больницы и удовлетворении ее нужд. В 1922 – 23 гг. вместе с Львом Исаевичем Айхенвальдом в больнице работали врачи: Л. А. Мирельзон, Я. М. Коган, А. М. Халецкий, И.В. Сырнев, П. И. Покосовский. Вопросы организации психиатрической помощи населению занимали в общей системе губернского здравоохранения значительное место. При Одесском губздравотделе в 20-е годы создается губернский психиатрический Совет, куда входили тов. Айхенвальд, Мирельзон, Зелинский, Ставский, Коган, Халецкий, Нейдинг, Девоянц. Губернский психиатрический Совет обсуждал наиболее актуальные вопросы психиатрической помощи населению города. Вот для примера протокол заседания совета от 28.10.1924 г., повестка дня:

1. Доклад о ближайших задачах организации психиатрической помощи в губернии;

2. Доклад комиссии по вопросу организации борьбы с наркоманией;

3. Cообщение об организации в Одессе научного кабинета по изучению преступности;

4. О переводе врачей-интернов Одесской психиатрической больницы Когана и Халецкого в ординаторы.

По всем указанным вопросам были приняты конкретные постановления. В частности, по первому вопросу Л. И. Айхенвальд обосновал необходимость о расширении конечного фонда больницы и открытия патронажа, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Целесообразно привести этот документ:

«В лечебную инспектуру Губздрава»

На 2-м Всероссийском совещании по вопросам психиатрии, между прочим, вынесена была резолюция о необходимости устройства при психиатрических больницах патронажа для душевнобольных хроников с законченным психическим процессом, выздоравливающих, равно и для других форм душевных расстройств. Этим отчасти достигается не только полнота психиатрической помощи населению, но и разгрузка больницы в связи с ее переполнением. Как больница в Херсоне, так и Одесская психиатрическая больница, как показывает движение больных, переполняются. Больница в Одессе безотлагательно нуждается в открытии вблизи ее патронажа на первое время на 25 человек, ибо на 4 августа число больных достигло 207. Для проведения системы патронажа необходимо ассигновать  на указанное число больных (25) ежемесячно 625 руб. (по 25 р. на одного больного), для оплаты семей, берущих к себе больных и по 35 р. на оплату патронажей надзирательницы, ежедневно визитирующей всех больных – всего 660 руб. Заведывание патронажем поручается обычно одному из ординаторов. Считая открытие патронажа при Одесской психиатрической больнице вполне своевременным, на что еще 3 года назад указывал в бытность свою в Одессе народный комиссар здравоохранения».

По этому вопросу была избрана комиссия в составе Айхенвальда, Девоянца и Кульбацкого. Принято решение об усилении контроля за тайной продажей наркотиков, утверждается специальная карточка для регистрации наркоманов, все лечебные учреждения обязывают регистрировать впервые выявленных наркоманов. Можно было бы привести и другие протоколы психиатрического совета, которые свидетельствуют о принципиальных подходах при решении актуальных вопросов психиатрической помощи населению. В последующие годы больница укрепилась в материально-техническом отношении, внедрялись новые методы диагностики и лечения, расширялся коечный фонд, больница пополнялась новыми квалифицированными кадрами врачей, медицинских сестер, санитаров. В 20-30-х годах в больницу поступили на работу врачи, наши старшие товарищи, часть из которых и сейчас продолжает активно трудиться: т.т. Женчиковский А. Н., Драхлянская К. Н., Эйдман Б. Н., Пулко К. Н., Харчева Л. А., Метлинская Г. О. С глубоким уважением мы храним в памяти имена врачей: Мирельзона Л. А., Когана Я. М., Сосюры Л. Я, Халецкого А. М., Калашника Я. М., Полянской Б. И., Гольденберга И. Г., Демьяновой Е. Р., Гросмана Л. С. и других.

В тесном контакте с больницей работали сотрудники кафедры психиатрии Одесского медицинского института под руководством профессора Шевалева Е. А.