Автореферат доповіді, представленої Абрамом Мироновичем Халецьким на 31-му засіданні Наукових зібрань працівників кафедри психіатрії, психологічної лабораторії Одеського медичного інституту та лікарів Одеської психіатричної лікарні (3 березня 1925 року).
Автореферат розміщений у «Отчете о работе общества им. Бехтерева в 1923-1926 годах».
Д-р. А. М. ХАЛЕЦКИЙ – Психоанализ творчества Осипа Дымова
В докладе были рассмотрены три произведения О. Дымова: «Влас», «Весталка» и «Томление духа». Анализ первого произведения направлен к установлению единства и причинной связи в развитии личности Власа от первых лет его жизни до периода зрелости, до самостоятельной жизни. Комплексы Власа, его стремления и переживания построены в первую очередь на основе эдипова комплекса. Смерть отца (самоубийство) совпала с периодом ненависти к нему у Власа, ревности, и явилась осуществлением желаний. В связи с этим возник невротический страх, лишенный определенного содержания, построенный на чувстве бессознательной вины.
Пламенная любовь к матери и невозможность отвлечь ее от мыслей об умершем отце стали причиной сильнейшей интроверзии либидо и ярко выраженной склонности к фантазированию. В полном соответствии с этим шло развитие сексуальной жизни Власа, построение его мазохистического комплекса и характер выбора новых объектов любви.
Пример отца, приковавшего к себе, после добровольной смерти, еще больше чем прежде, любовь матери, оказал свое влияние на развитие мазохистического комплекса Власа. Спустя много лет вся сумма ревности была перенесена на брата, невольно оказавшегося в таком же положении, что и отец. Мать снова забыла всех ради умершего сына и пробудила во Власе с прежней силой инфантильный комплекс переживаний.
Герой рассказа «Весталка» во многом является портретом Власа. Здесь на новый объект были направлены мечтательная любовь, мазохистические фантазии и чувства, являющиеся обычно сублимированной формой прочно фиксированного на материнском образе любовного комплекса.
«Томление духа» дает завершение этого мотива в произведениях Осипа Дымова. Щетинин, долго пытавшийся разгадать самого себя, впоследствии понял, что все объекты его любви осуществляют стремление к материнскому образу. Когда Щетинин встретил третью женщину, отождествленную в бессознательном с матерью, и физически сблизился с ней, он реагировал на это вспышкой душевной болезни. Он «не смел их трогать, этих трех», «последняя была совсем моя мать». Душевный конфликт острейшей формы определил собою бегство в болезнь.
Таким образом, произведения Осипа Дымова могут служить примером художественного изображения глубоких комплексов личности, изученных психоанализом.